Машина контактной сварки состоит из электрической и механической частей. Назначением механической части является создание усилия сдавливания или осадки свариваемых деталей. Различают машины с педальным (для машин малой мощности), моторно-кулачковым и пневматическим или гидравлическим (для машин большой мощности) приводами осадки.
Контактные машины работают на переменном токе, величина которого во вторичном контуре составляет от тысяч до сотен тысяч и более ампер.
Электрическая схема всех типов машин состоит из трех элементов: сварочного трансформатора, прерывателя тока и переключателя ступеней мощности. Первичная обмотка трансформатора подключается к сети напряжением 220 или 380 в. Она изготовляется секционированной (рис. 226) для изменения числа рабочих витков при переключении ступеней мощности.
Рис. 226. Принципиальная электрическая схема контактной точечной машины: СТ — сварочный трансформатор; ПС — перключатель ступеней мощности; КК — катушка контактора; РВ — регулятор времени; П — пусковая кнопка.
Вторичная обмотка трансформатора состоит из одного или двух витков (вторичное напряжение от 1 до 12 в). При изменении числа включенных витков первичной обмотки меняется коэффициент трансформации К, который определяется выражением
K = W1/W2 = V1/V2,
где V1 и V2 — соответственно первичное и вторичное напряжение;
W1 и W2 = — соответственно число витков первичной и вторичной обмотки. При сварке необходимо периодически, а часто с весьма большой частотой включать и выключать ток. Для этой цели ставятся специальные прерыватели тока. Различают несколько типов прерывателей: простые асинхронные механические, механические синхронизированные, индукционные и электронные (тиратроны и игнитроны).